вторник, 14 октября 2008 г.

Чувствуешь удачу, Gatso?

вторник, 14 октября 2008 г.

!!! Новые колонки на jccolumns.ru !!!

(The Sunday Times, 26 марта 2006)

Единственная функция дорожных камер, оправдывающая их существование – это спасать жизни. Как ни странно, они этого не делают.

Недавно я был ведущим на одном телешоу, то есть я провел пару часов в студии, насмехаясь над немцами и бельгийцами.

Все это было очень забавно, но один из зрителей в аудитории просто воспринял все совершенно неправильно, и потом, в зеленой комнате, он сунул мне в руки стопку бумаг и умолял меня присоединиться к его движению против ЕС.

О Господи. Я подкалываю немцев и бельгийцев лишь потому, что, глубоко в душе, мы отлично ладим. В этом и заключается прикол подначивания. Его используют только по отношению к людям знакомым, людям, которые нравятся. Нельзя просто завалиться в купе поезда, повернутся к совершенно незнакомому человеку слева и сказать: "Блин, ну ты и сволочь!"

Безусловно, ЕС – это ужасный бардак, полный коррупции, вздора и расточительства. Конечно, он не работает сейчас, но если уж на то пошло, то сначала и Соединенные Штаты Америки не работали. На самом деле, им пришлось устроить самую кровавую и смертоносную войну всех времен, чтобы сдвинуть процесс с мертвой точки.

Но однажды, если мы будем упорно работать, Европа может стать единым и гармоничным целым, населенным самыми умными, самыми стильными, самыми прекрасными людьми на Земле. И турками.

Эту мечту, однако, не разделял мой новый друг из зеленой комнаты. В его листовках говорилось о том, как флаг ЕС заменит Юнион Джек. Что? Ты что же, никогда не видел одинокие звезды Техаса, развевающиеся на ветру над Хьюстоном, или Калифорнийского Медведя на улицах Сакраменто? Он также говорил, что мы утратим парламент в Вестминстере — что, в его теперешнем состоянии, было бы скорее поводом для радости — и что мы кончим жизнью в полицейском государстве, где человека могут отправить в тюрьму за то, что тот неправильно произвел замеры своей лодки.

Что ж, прости, что не ношусь неистово по улицам с пулеметом, но дело в том, дружище, что мы уже живем в таком полицейском государстве, какого даже Оруэлл не мог вообразить. Скоро нам запретят курить в общественных зданиях и, вполне возможно, что нам придется мотать срок за то, что у нас нет удостоверения личности. Нас могут преследовать за нелицеприятные мысли о мусульманах. Более того, куда бы мы ни пошли, нас снимают камеры наблюдения, а если мы превысим скорость, даже слегка, то государственный служащий в фургоне будет тут как тут, чтобы записать все это и выслать нам штраф.

А помогают ему 6,000 стационарных дорожных камер, которые, по закону, должны быть отчетливо видны. Но, по моему собственному опыту, подавляющее их большинство этому закону не отвечают. Они могут быть в кустах, или на противоположной стороне слепых поворотов. Такого не встретишь во Франции, Испании, Португалии или Германии.

Потому что в континентальной Европе скорость видят как полезный инструмент. Как нечто, что ускоряет коммерцию и совершенствует разум. У нас же ее рассматривают как портал в загробную жизнь. А так как мертвого человека нельзя обложить налогами, оштрафовать и контролировать, предпринимаются все меры для того, чтобы ее искоренить.

Бытует мнение, что дорожные камеры – в действительности не что иное, как торговые автоматы правительства. Скорее не «Gatso» (торговая марка, под которой производятся дорожные камеры для Британии – прим. перев.), а «Taxso». Однако если проанализировать цифры, сразу же становится понятно, что это не совсем так.

Если бы я заведовал зонами действия дорожных камер, то, полагаю, мне понадобилась бы команда из шести человек и шести маленьких машин, чтобы обеспечить покрытие всей страны. Они бы просто ездили и меняли пленку, а потом мне бы понадобилась еще пара секретарш, чтобы отправлять штрафы. Общая годовая стоимость: около £14.50.

Но у руля стою не я. Это правительственный проект, а значит каким-то образом, которого я и вправду не понимаю, он стоит £91.8 млн. в год. А так как доходы составляют £113.5 млн., получаем прибыль всего в £21.7 млн. Один Саймон Кауэлл платит больше в качестве подоходного налога.

А если эти камеры не приносят денег, то в чем смысл? Спасать жизни? Безусловно, именно это нам и говорят, но если опять-таки проанализировать цифры, то и это окажется полным вздором.

В 1990-м, на дорогах погибло 5,217 человек. Но шаг за шагом, во времена, когда сумасшедшие еще не вырвались из своих лечебниц, это число сокращалось.

Улучшение схемы размещения знаков, улучшение дорожного освещения, анализаторы дыхания, ремни безопасности и, важнее всего, – более безопасные машины; все эти факторы, так или иначе, повлияли на сокращение печального числа так, что в 1994-м оно колебалось в районе 3,650 в год.

Кроемее как чудом это назвать нельзя. То есть, на наших дорогах ведь было 25 млн. автомобилей, некоторые из которых были 40-тонными фурами, а некоторые – суперкарами со скоростью под 300 км/ч. Были люди, которые, по собственному признанию, обладали координацией новорожденного жеребенка, а также молодежь, настолько полная тестостерона, что он бил струей из их ушей. Были женщины с ПМС, албанские иммигранты, сонные торговцы, вечно отвлекающиеся мамаши по пути в школу, истощенные телевизионщики, низкорослые, которые считали, что весь мир ополчился против них, – и все они спешили добраться до дома, пока дети не легли спать.

И все эти люди ехали со скоростью 70, 90 или даже 100 км/ч по обычным дорогам класса «A», в полуметре от встречного потока. В дождь, слякоть, гололед, под ярким солнцем, в темноте. И, несмотря на все это, шансы быть убитым были выше, чем шансы погибнуть за рулем собственной машины. Около 3,600 смертей в год, и это из 262 миллиардов миль, что мы проезжали! Вот уж действительно чему можно было порадоваться.

Но для психов с шерстью на головах это все равно было слишком много. Вот так и появилась дорожная камера. И угадайте, что произошло? Ну, чтобы вы представили себе ясную картину, я сделал небольшую таблицу, чтобы продемонстрировать вам эффект, который возымела дорожная камера.

Говоря языком статистики, колебания за последние 12 лет были такими незначительными, что небольшие подъемы и спады можно не учитывать. Что мы видим, так это то, что 22-летний спад в количестве смертей на дорогах был резко прекращен с внедрением «Gatso».

Итак, раз они не приносят денег и не спасают жизни, вы можете решить, что они бесполезны. Только если вы не новый лейборист. Потому что им камеры дают контроль. Они начинали свои жизни как социалисты, и под этими дорогими костюмами и столичными прическами они до сих пор ими остаются.

Самое смешное здесь то, что я ничего не имею против дорожных камер. Если они стоят в нужном месте.

Например, я почти каждый день проезжаю через маленькую деревушку Вудсток, что в Оксфордшире. Там установлено очень разумное ограничение в 50 км/ч, охраняемое с обеих сторон жилых застроек отчетливо видимыми сторожами Gatso. Хорошо. Они напоминают мне притормозить, что в свою очередь делает жизнь для стариков и детей в деревне немного безопаснее.

И наоборот – я часто езжу по пригородным двухполосным дорогам, где дорожных камер не видно совсем. Уж точно не за фоновой суетой придорожных знаков от Службы здоровья и безопасности, которые растут как грибы после дождя в последние несколько лет.

Это вынуждает меня одним глазом смотреть на спидометр, а другим сканировать обочину в попытках заметить желтые коробки. Это значит, что я не обращаю внимания ни на дорогу, ни на пешеходов. Поэтому на каждую спасенную жизнь в Вудстоке приходиться Бог знает сколько смертей в пригороде.

А теперь они появились и на магистралях. Что просто глупо. Потому что стоит вам тут увидеть камеру, как вы ударите по тормозам. Это естественная реакция, даже если вы едете не больше 70.

А резкое экстренное торможение на магистрали – это все равно, что засыпать тонну аммиака в мешок с удобрениями. Кому-то, кто находится в полумиле позади, предстоит полет через лобовое стекло.

И я готов поспорить, что когда они пролетают через Врата Рая, они готовы променять идею Тони Блэра о национальном государстве на что угодно. Даже на ЕС.

(Ссылка на оригинальный текст статьи: http://www.timesonline.co.uk/tol/driving/jeremy_clarkson/good_car_bad_car/article743526.ece)

2 коммент.:

Анонимный комментирует...

Таблица пропала. А по существу – разумно и интересно, как всегда.

AgentDen комментирует...

не вионоватая я:) - таблица очевидно затерялась еще при создании электронной версии оригинальной статьи

 
Колонки Джереми Кларксона. Design by Pocket