!!! Новые колонки на jccolumns.ru !!!
(The Sunday Times, 11 января 2008)
Настольные игры не сближают семью. Они вырывают ее сердце и бросают в кипящий чан ярости.
Новости с пыльных полок в задней части магазина игрушек. За последние 12 месяцев, продажи «Тривиал Персьют» утроились, «Монополии» – поднялись на 13%, а «Скраббл» стал в 23 раза популярнее, чем в 2007 году.
Естественно, люди, которые любят долгие прогулки на свежем воздухе, видят в этом показатель того, что Британия возвращается к традиционным семейным ценностям, и что вместо того, чтобы нюхать по ночам клей и избивать полицейских, все дети в нашей стране сидят по домам в сарафанах, стругая шахматные фигурки у камина с мамой и папой. Они считают возрождение настольных игр чем-то хорошим.
Я, однако, в этом не уверен. Возьмем, к примеру, «Монополию». Сначала она кажется забавной, но, как и у банковской системы и рынка недвижимости, на которых она основана, – у нее есть недостаток. Она никогда не заканчивается. Вы терпите банкротство, поэтому занимаете деньги у мамы, у которой их полно. Потом вы снова терпите банкротство. И вы занимаете еще денег из банка. А потом, когда в коробке денег уже совсем не остается, вы пишете долговую расписку и продолжаете занимать до самого четверга, когда все окажутся банкротами, и вы поймете, что капитализм без денег не работает – будь то биржа или настольная игра. Это еще если вам повезет. В противном случае, за столом окажется "полный неудачник", который во всем обвинит ваш отель на Нортамберленд Авеню и в припадке истерики начнет рыдать, выкидывая игровое поле, свою собаку, ваш утюг и все дома вашего папы в камин.
Теоретически, «Скраббл» намного лучше, однако и он не лишен подводных камней. Ну, по крайней мере, для меня, потому что я всегда заканчиваю с семью гласными на руках. Поэтому, пока мой оппонент выкладывает "underpass" с двумя пересечениями и умножением очков на три, и объявляет, что закончил партию, я получаю всего пять очков за "eerie". Опять. И все смотрят на меня как на дурака.
Похожая проблема у меня и с нардами. Моя жена, должно быть, считает, что на каждой из шести сторон костей – по шесть точек. Я же всю свою жизнь выкидывал только единицы и двойки. Даже без соперника у меня бы ушло полтора года на то, чтобы переместить свои фишки на другую сторону доски.
Чтобы исключить элемент удачи, я всегда предлагаю шахматы, но и это не помогает, потому что единственный человек в моей семье, который знает, как играть, – это мой сын, которому 12 и который постоянно делает ходы под влиянием тестостерона, без конца оставляя королеву в нелепой позиции и потом хихикая, когда я, из вежливости, делаю вид, что не заметил, в какой она была опасности. Или как он только что походил ладьей по диагонали, или как на протяжении последних двух часов был в одном ходе от шаха и мата.
Вообще, играть с детьми в любые игры – занятие неблагодарное. Шарады, например. Они начинают дуться, когда вы задаете им "Животное блаженство Бальтазара Б" или "Версаль: вид из Швеции", а вы, в свою очередь, раздражаетесь, когда они без конца изображают фильм, два слова в названии которого звучат как «Карри Хоттер».
Даже «Три-Тактикс» – единственная настольная игра, которая мне действительно нравится – может быть разрушена, если вашему оппоненту меньше 16-ти. Потому что сидишь и думаешь: "Ой, да ради Бога! Как ты можешь писать смс другу, общаться с половиной мира через Facebook и смотреть какую-то американскую чепуху по телевизору, причем все это одновременно, когда ты не способен запомнить, что фигура, которую ты атаковал 30 секунд назад своим хилым маленьким истребителем, до сих пор остается моим авианосцем?"
Получается, что настольные игры не сближают семью. Они вырывают ее сердце и кидают его в кипящий чан злости, истерик, взаимных обвинений и ненависти. И я боюсь, что похожее влияние они оказывают на мир во всем мире.
Чтобы понять эту новую и интересную теорию, нам нужно оглянуться на мир времен «Понга». Это была первая коммерческая видеоигра; в ней были две ракетки, квадратный мяч и множество раздражающих звуков; она появилась в 1972-м и с тех пор западный мир, по большей части, жил в мире. Таким образом, мы можем заключить, что «Понг» или другие игры такого рода положили конец холодной войне, потому что, впервые за всю историю, для мировых лидеров нашлось занятие получше, чем бегать и разбрасываться взаимными угрозами членовредительства.
Я понимаю, конечно, что это не касается Тони Блэра или Джорджа W. Буша, но это потому, что они были слишком заняты чтением Библии, чтобы играть в «Космических захватчиков». Я, со своей стороны, играл в «Космических захватчиков» много, и у меня никогда не возникало желания кого-либо захватить.
Если мы взглянем на современные горячие точки мира – сектор Газа, Сомали, Шри Ланку и другие – мы обнаружим огромное количество людей, лишенных возможности играть в «Grand Theft Auto». Это значит, что им скучно. Они могли бы играть в «Патруль Дувра» или «Мышеловку», но вместо этого предпочитают захватывать танкеры с нефтью или отрезать руки соседям.
Настольная игра была изобретена около 5,000 лет назад, и она не утолила жажды человека к действию. Люди продолжили изобретать дурацкие новые религии и вести войны, потому что они знали, что получить топором по лицу было лучше, причем намного, чем игра в «Cluedo». Взгляните на Гитлера. Он вполне мог играть в «Риск», но из-за того, что выиграть в ней может только человек, получивший задание завоевать Австралию и Северную Америку, он решил придумать собственные правила и воплотить их в жизнь. Поступил бы он так, будь у него PlayStation и копия «Call of Duty V»? Я очень сильно сомневаюсь.
Факты таковы: с тех пор, как наука приручила электрон и превратила его в Сайлона или нацистского десантника с реалистичным пулеметом, мир, вне всякого сомнения, стал лучшим местом. И жизнь семей тоже.
Я пишу эти строки в нашем прибрежном коттедже, где нет ни PlayStation, ни Wii. В результате – дети встают рано утром, играют во что-то старомодное и потом ссорятся из-за этого до ночи. Завтра мы вернемся домой, где полно страшных, злобных и кровожадных электронных игр. Мир, вопреки учениям людей в твиде, будет восстановлен.
(Ссылка на оригинальный текст статьи: http://www.timesonline.co.uk/tol/comment/columnists/jeremy_clarkson/article5488548.ece)
3 коммент.:
Вот не знаю.. В пору моего детства, играя с мной в подобные игры, мой отец никогда мне не поддавался и, конечно, постоянно меня обыгрывал, что меня безумно злило и доводило до слёз.
Сейчас за это я ему безмерно благодарен.
Мы с братом, играя в шашки на клетчатом линолеуме монетками, постоянно ругались и дулись друг на друга.
Полностью согласен с Джереми, мужик в тему всегда пишет.
Спасибо!
Отправить комментарий