(The Sunday Times, 13 апреля 2008)
Вы можете решить, сидя сегодня утром в уютном тепле, благодаря подогреваемому полу, и потягивая чашечку свежемолотого кофе, что вам ничего не нужно; что все, что возможно было изобрести, уже продается на распродажах в магазинах по £4.99.
У вас есть телефон, который может отправлять фотографии вашей сестре в Австралии. У вас есть штуковина, чтобы открывать упрямую крышку на банке с маринованным луком. У вас есть таблетки от головной боли и таблетки, чтобы не забеременеть, когда голова не болит.
Конечно, если бы я был современным Карактакусом Поттсом (изобретатель – герой детской книжки Яна Флеминга «Chitty Chitty Bang Bang» - прим. пер.) и сидел в своем сарайчике, размышляя, что бы еще такого придумать, я бы повесился от отчаяния. И во мне бы просыпался убийца каждый раз, когда я вспоминал бы этого ублюдка Трэвора Бэйлиса, с его чертовым заводным радио.
Может, в конце концов, мне бы пришла в голову идея превратить чью-нибудь крайнюю плоть в пару запасных век, но угадайте что. Кто-то уже придумал это как метод помощи жертвам ожогов.
Когда мы достигли того уровня, на котором человеческое ухо можно вырастить на спине мыши, и когда мы понастроили столько мостов, что приходится соединять крохотные деревеньки Бартон и Хассл в Хамберсайт, просто чтобы чем-то занять строительные компании, можно откинутся на спинку кресла и расслабится.
Однако в действительности мы вот-вот вступим в эру, когда инженеры, дизайнеры и люди в сараях будут повсюду востребованы как никогда. Потому что в один прекрасный день нефть и газ закончатся – а единственные на сегодняшний день альтернативы предлагают люди, которые курят слишком много травы. Типа как прилив, чувак. И, ну понял, ветер это, абсолютно, типа, стабильный.
Если мы хотим сохранить мир в тепле, свете и движении, то это действительно тревожно. Особенно, как я обнаружил на прошлой неделе, когда 351,000 инженеров выпускаются ежегодно в Китае, а Индия клепает еще 112,000. В то же время Британия производит всего 25,000. И у большинства из них имена похожи на что-то со дна мешочка для игры в Скраббл или билет на ближайший рейс в Южную Корею.
Вы, наверное, удивляетесь, почему это важно. То есть, если будет изобретен заменитель нефти, то какая разница, в какой стране это произойдет? Конечно, трудно представить себе, чтобы люди в Будапеште сидели и рассуждали, что, мол, если только Венгрия не поднимет свой зад, мир погибнет. Так почему мы должны волноватся в Британии? Почему бы нам не позволить господину Нг или господину Пателю продолжать свою работу, пока мы вернемся к тому, что у нас получается лучше всего в эти дни? Прятать своих детей под кроватями, в основном, и резать друг друга в пабах.
Хммм. Все это хорошо и здорово, но, к сожалению, господин Нг и господин Патель не смогли бы изобрести и бумажный пакетик, даже будь у них 300 лет и миллион миллиардов фунтов. Ах, ну да, конечно, я слышал истории про то, как у древних китайцев были ракеты и как они летали на луну 5,000 лет назад, но я открою вам маленький секрет. Это все – огромный мешок вздора. Они даже не открыли для себя стул до сих пор, так что я сильно сомневаюсь, что они могут быть хотя бы на полпути к отражателям мелких частиц в космосе.
Еще есть Индия, которую я не могу воспринимать всерьез, пока у ее военно-воздушных сил есть самолеты меньше чем с тремя крыльями. Да, у них есть ядерные боеголовки – но смогут ли они реально ударить ими по Исламабаду? "Я сильно в это сомневаюсь", сказал недавно один мой знакомый индийский профессор. "Я даже не уверен, сможем ли мы ударить по Пакистану." А факты таковы: в то время как немцы могут утверждать, что придумали машину, итальянцы – электричество, а французы- самолеты, все остальное, что когда-либо имело значение в человеческой истории, сделано человеком в сарае в Британии.
Все. Интернет, пенициллин, механический компьютер, электронный компьютер, паровой двигатель, рядовая сеялка, сейсмограф, зонтик, Виагра, полиэстер, газонокосилка, факс, глубинные бомбы, водолазные костюмы, прядильный станок. . . Я могу продолжить, поэтому так и сделаю.
Радар, телевидение, телефон, воздушную подушку, реактивный двигатель, швейная машинка, периодическая таблица. . . не имеет значения, о какой области вы говорите – от сражений подводных лодок до эректильной дисфункции. Мир всегда обращается к Британии, когда нужна свежая мысль. А лишь с 25,000 инженеров, которые выпускаются ежегодно из университетов, боюсь, мир может быть обречен.
Конечно, вы можете вообразить, что гигантская экономика по имени Америка прискачет на коне и спасет положение, но погодите затаивать дыхание. Они преодолели звуковой барьер лишь благодаря нам; они украли компьютер у нас из-под носа; и они отправились в космос лишь благодаря немцам, которые знали о ракетах лишь потому, что наши Spitfirе'ы делали фарш из их Мессершмитов.
Американцы? Ха. Будь у них лишь собственные приборы, сомневаюсь, что они смогли бы сделать карандаш.
Сер Джеймс Дайсон, который производит фиолетовые пылесосы такой огромной мощности, что они могут засасывать коврики, мышей и даже среднего размера детей, настолько обеспокоен ситуацией, что открывает новую академию, которая будет называться Школа Дизайна и Инноваций Дайсона.
Заручившись поддержкой Rolls-Royce, Airbus и команды Формулы 1 Williams, она откроется для 2,500 детей от 14 до 18 лет в 2010 году. Я сейчас подумываю о том, чтобы записать своих детей, потому что – черт подери – даже если они не смогут изобрести альтернативу нефти, а время, проведенное ими в академии, пройдет впустую, они всегда смогут добиться успеха в жизни. В качестве сантехников.
(Ссылка на оригинальный текст статьи: http://www.timesonline.co.uk/tol/comment/columnists/jeremy_clarkson/article3734663.ece)
1 коммент.:
Ну скажімо з періодичною таблицею пан Кларксон трохи прибрехав... :)
Отправить комментарий