пятница, 29 августа 2008 г.

Кларскон наносит ответный удар

пятница, 29 августа 2008 г.

!!! Новые колонки на jccolumns.ru !!!


(TopGear, 16 ноября 2006)

Очевидно, когда он приблизился к слепому повороту, молодой парень ехал слишком быстро. Поэтому когда он увидел, что дорога впереди заблокирована заглохшим грузовиком, у него не было достаточно пространства для торможения.

Доски и трубы от лесов, которые свисали с задней части грузовика, пробили лобовое стекло его машины, сломав большую часть его ребер. В это же время, вся приборная панель была вдавлена ему в ноги, разбив вдребезги его коленные чашечки. Молодой человек оказался в тяжелом состоянии.

Сразу после того, как скорая забрала его в больницу, на место происшествия приехала его девушка, и фермер, который стоял у ворот неподалеку, сказал ей: "Думаю, он нежилец". Ее это несколько расстроило, потому что они собирались пожениться через каких-то пару недель.

Что же заставило этого молодого человека ехать так быстро и так безрассудно, когда у него было столько всего, ради чего стоило жить?

Ну, если верить некоторым сообщениям некоторых британских левых СМИ после несчастного случая с участием Ричарда Хаммонда, вы можете решить, что накануне вечером он смотрел «Top Gear», и что передача на него каким-то образом повлияла.

Хммм. Вряд ли, ведь молодой человек, о котором я веду речь – мой отец. А та самая авария произошла почти 50 лет назад, задолго до того, как свистящий контролируемый занос стал частью вашего телевизионного фона в воскресный вечер.

Итак, если он не смотрел «Top Gear», то что же могло заставить его, а также бесчисленное множество других, таких же, как он, ехать так быстро?

Ну, проведенное недавно исследование дорожно-транспортных происшествий показало, что треть всех травмированных и погибших на дорогах составляют молодые люди, в поразительно узком возрастном промежутке от 17 до 19.

Утопающие в тестостероне, и преисполненные свойственного молодости чувства бессмертия, они носятся в своих «Saxo» и «Nova», врезаясь практически во все, что не движется.

В этом была проблема моего отца. И моя проблема тоже. Спустя каких-то 35 часов после сдачи моего экзамена на права, в возрасте 17 лет с небольшим, и без какого-либо влияния «Top Gear», я вылетел с открытой дороги в Йоркшир Дэйлс прямо в одну беззаботную овцу.

По состоянию на сегодняшний день, в этом году шесть человек с шумом влетели в забор моего дома. Один из них был мужиком среднего возраста на микроавтобусе. Один – школьным учителем. А четверо – молодыми парнями, с которыми в машине в это время находились еще по двое молодых парней.

Быть 17-летним – опасно. И так было всегда. Осмелюсь предположить, что в старые времена 17-летние обезбашенно носились на своих лошадях. Факт в том, что 17-летнему просто невозможно втолковать здравый рассудок.

Неужели кто-то и правда верит, что если бы «Top Gear» каждую неделю посвящал свой единственный час на BBC2 рассказам об опасностях неосторожной езды, это бы что-то изменило? Я искренне в этом сомневаюсь. Семнадцатилетние все так же продолжат врезаться в деревья, фонарные столбы, автобусные остановки и в обычных невинных людей вроде вас, переходящих дорогу.

«А-га!», говорят злые языки, «но Top Gear активно поощряет быструю езду».

По правде говоря, больше мы этого не делаем. Не особенно. В последнем сезоне, мы отправились на автокемпинг, прокатились через водоем на машинах-амфибиях, построили «Caterham» в гараже, поработали водителями для группы «The Who» и сделали кабриолет из семейного минивена. Ничто из этого не было каким-либо образом связано с безрассудством или скоростью.

А в сезоне, который сейчас лежит на полке и ждет, пока Ричард поправится, мы испытывали тракторы, создавали собственные лимузины и отремонтировали участок дороги в Уорвикшире. Опять-таки. Никакой скорости.

Ну а когда мы все-таки проводим испытания суперкаров, они почти всегда проходят на нашем собственном испытательном треке, который так же далек от трассы B4568, как Джеймс Бонд от реального мира шпионажа. И, по моему мнению, они настолько же способны спровоцировать автомобильные аварии, насколько 007-й – погони с перестрелками в Ноттингеме.

Конечно же, есть множество людей, которые не согласны. В своей статье для «The Independent» про аварию Ричарда Джоанн Хари недавно написала: 'Превышение скорости – один из крупнейших убийц в Британии'. Что? Крупнее, чем болезни сердца? А Нил 'одолжи-десятку' Линдон получил немного денег за то, что доказывал то же самое в «Daily Mail».

«Radio 4», как мне рассказывали, пустило в эфир прискорбное сообщение об аварии Ричарда вместе с трогательными деталями о том, как какого-то беднягу сбил насмерть молодой водитель-идиот.

В то же время, министра дорожной безопасности Стивена Лейдимена исключили из какой-то там кампании против превышения скорости из-за того, что он сказал, что был 'расстроен' слухами о возможном закрытии «Top Gear».

Похоже, что среди убежденных читателей «Guardian» – а именно они сейчас главные – бытует мнение, что большее количество камер-радаров, а также отсутствие телевизионных программ про автомобили, сократят смертность на дорогах с 3,200 в год до нуля. Но это просто-напросто невозможно.

Даже если бы существовало полное общенациональное ограничение скорости в 20 миль/час, все равно осталось бы 28 миллионов автомобилей, проезжающих в нескольких сантиметрах друг от друга на скорости сближения в 40 миль/час. Люди все равно будут умирать. Это – законы вероятности и средних чисел.

И в любом случае, теперь выяснилось, что скорость – вообще не проблема, потому что спустя лишь пять дней после того, как Нил Линдон получил свой чек за пустую болтовню, официальные цифры показали, что превышение скорости ведет лишь к пяти процентам смертей и серьезных травм на дорогах.

Правительство, конечно, сразу же стало в позу. Им ведь нужно поддерживать крупную индустрию камер-радаров. Но даже им пришлось признать, что 66 процентов аварий никак не связаны с людьми, едущими слишком быстро.

Недавно на острове Ман разгорелись дебаты вокруг того, стоит ли там устанавливать ограничение скорости, и Министр Транспорта занял совершенно четкую позицию. "Если кто-нибудь сможет доказать мне, что я спасу хоть одну жизнь, введя ограничения, то я обязательно это сделаю". Но никто не смог. И он их не ввел.

Факты, таким образом, очевидны. Треть аварий спровоцированы подростками, которые еще не совсем знают, как водить, а треть – пешеходами, которые вываливаются из пабов прямо на дорогу.

Вы, конечно, можете запретить «Top Gear», но я подозреваю, что если вы действительно хотите спасать жизни, то вам стоит лучше повысить возраст сдачи экзамена на права до 19 и поставить ограждения между дорогой и тротуарами возле пабов.

Скорость во всей этой истории – лишь мизерный фактор, так почему же, в таком случае, возник такой поток критики в сторону трех чудаков, которые раз в неделю валяют дурака в старом самолетном ангаре?

Вы никогда не увидите, чтобы кто-то обвинял разнообразные передачи «сделай сам» в огромном количестве смертей от электроинструментов. Так почему же они выстраиваются в очередь, лишь бы обвинить нас в том, что каждый год на дорогах из-за превышения скорости погибают 150 человек или около того?

Ну, я догадываюсь, что это камень не совсем в наш огород. Это всего лишь очередная атака мимо цели на средний класс. То есть, если взглянуть на экологическую кампанию, то нацелена она вовсе не старые ржавые «Ford Orion» в Шеффилде и не на жирных ленивых ослов в Глазго, которые не могут поднять свой зад, чтобы установить теплоизоляцию на чердаке, или сдать на переработку бутылки из-под портера.

Нет, она нацелена на мамаш, отвозящих своих детей в школу на дорогих внедорожниках, и на людей, которые отправляются в дорогие иностранные поездки. Защита окружающей среды, по крайней мере, в Британии, была монополизирована теми, кого мы раньше называли борцами с классовой несправедливостью от ультралевых сил.

А «Top Gear», на самом деле, вполне можно отнести к среднему классу. Мы говорим о званых ужинах, сокрушаемся о запрете охоты на лис, просто не выражаем никакой симпатии г-ну Блэру, или экологической позиции г-на Кэмерона, и после всего этого у нас еще хватает наглости во всех красках рассказывать о машине, которая расходует 60 литров на 100 километров. В мире современных СМИ, мы не просто странные. Мы чертовски опасны.

И более того, у одного из нас теперь хватило смелости попасть в самую скоростную аварию в истории Британии – и выжить.

Они всегда говорили, что скорость убивает, но Ричард Хаммонд – живое и дышащее доказательство того, что это необязательно так.

(Ссылка на оригинальный текст статьи: http://www.topgear.com/content/features/stories/2006/11/stories/13/1.html)

 
Колонки Джереми Кларксона. Design by Pocket